Министерство обороны России не хочет изучать цены и формировать госзаказ

Во время пленарного заседания военно-промышленной конференции, проходившего при правительстве России, министр обороны Сергей Шойгу высказался за то, чтобы вопросы формирования госзаказа на вооружение и ремонт военной техники, а также ценообразования были переданы из ведения Министерства обороны в гражданские профильные министерства.

Министр обороны полагает, что в Министерстве финансов, Минэкономразвития и некоторых других ведомствах существуют структуры, которые также занимаются вопросами формирования госзаказов для нужд обороны. Причем, по мнению С.Шойгу, они выполняют эту работу более профессионально и эффективно.

Еще одним “козырем” в разговоре об освобождении оборонного ведомства от выполнения не свойственных ему функций, был довод о том, что Министерству обороны важнее было бы сосредоточиться не на экономических вопросах, а на более качественной подготовке молодых офицеров и профессиональному освоению новой техники, которая должна поступать в войска. Эти же доводы министр обороны привел и в письме, направленном президенту В. Путину.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий деятельность ОПК, обещал разобраться с этим вопросом. А вот у премьера Д. Медведева, который также присутствовал на заседании, выступление Шойгу не вызвало никакой реакции.

Однако отклики на выступление министра обороны последовали, но они, как и следовало ожидать, оказались довольно разноречивыми.

Так, главный редактор журнала “Арсенал Отечества” В. Мураховский поддерживает стремление нынешнего министра обороны уйти от решения не свойственных его ведомству вопросов. Он считает, что ценообразованием могла бы заниматься Федеральная служба по тарифам (ФСТ), которая и ведает утверждением цен для выбранных производителей, а также ведет разработки методик формирования цен. Ценообразование – “конек” ФСТ, а значит, занимаются они этим профессионально.

Кроме того, В. Мураховский считает, что в системе ценообразования до сих пор не изжиты элементы советской системы цен, что создает условия для различного рода финансовых злоупотреблений, от которых, кстати, и хочет увести свое ведомство новый министр.

По мнению других экспертов, в частности, президента Института стратегических оценок Александра Коновалова, реальную цену военной технике могут назначить только сами военные. В случае отказа от решения вопросов госзаказа и ценообразования в Минобороны, считает Коновалов, в приоритете окажутся представители промышленности. С самим же министерством у производителей военной техники отношения будут складываться по принципу “бери, что дают и плати, сколько просят”.

Несколько странная позиция, которая является в какой-то степени иллюстрацией развития экономических и производственных отношений. Лоббирование собственных интересов в таком случае выдвигается на первый план по сравнению с интересами обороноспособности государства. А это значит, что все работают не на общее дело, а каждый тянет бюджетное одеяло на себя.