«Роснефть» претендует на роль координатора в нефтяных проектах с Казахстаном

Защиту интересов России в реализации нефтяных проектов с Казахстаном хочет взять на себя компания «Роснефть«.

Как стало известно, на нефтяном рынке Казахстана работают, кроме «Роснефти», «Газпромнефть«, «Лукойл» и «Сургутнефтегаз«.

«Роснефть» является государственной компанией, в связи с этим ее президент, Игорь Сечин, в конце января этого года внес Дмитрию Медведеву предложение о наделении его компании функциями координатора в вопросах организации прямых поставок российской нефти в Казахстан, а также транзитных поставок в Китай.

Свое желание объединить под эгидой «Роснефти» все поставляющие в Казахстан нефть российские компании Игорь Сечин объясняет возможностью создания более благоприятных для России условий ценообразования, а также координацией поступления и распределения заказов на поставку нефти всем российским компаниям, работающим на казахском рынке нефти.

На сегодня нефтяной экспорт в Казахстан составляет менее 5% от общего объема российского экспорта, однако наблюдается неуклонная тенденция роста в этом направлении.

Кроме того, Сечин считает, что таким образом будет легче представлять интересы государства, так как, являясь членом Таможенного союза (ТС), Казахстан имеет право беспошлинного реэкспорта российской нефти в Китай, что, по мнению автора письма, наносит ущерб России почти в 1 миллиард евро в год.

Президент «Роснефти» считает, что компания может взять на себя обязанность заключения прямых договоров с НПЗ Казахстана, что, в свою очередь, сократит реэкспортные поставки Казахстана и откроет более широкие возможности перед «Роснефтью» для увеличения прямых поставок в Китай. По сути, «Роснефть» печется о создании более благоприятных условий для извлечения ею дополнительной прибыли от поставок нефти в Китай.

Вопрос о появлении единого посредника от российских компаний на казахском рынке возник не случайно. Астана, пользуясь правом беспошлинного реэкспорта российской нефти в Китай, создает условия, при которых предпочтения в перекачке Китай может отдать именно Казахстану, а не российским компаниям, поставляющим нефть на казахскую территорию. В этой ситуации убытки от такого сотрудничества могут еще более возрасти. Однако формально сделать здесь Россия ничего не может, так как беспошлинный реэкспорт нефти закреплен в договоренностях ТС.

Стало известно, что рабочее предложение Сечина уже поддержали Федеральная таможенная служба, а также компании «Транснефть» и «Газпромнефть». Что касается Министерства энергетики, то здесь предложение «Роснефти» поддержки не нашло, поэтому инициатива Игоря Сечина, вероятно, еще будет дополнительно прорабатываться с целью разрешения спорных вопросов. Кроме того, Минэнерго считает, что требуется проведение совместных со всеми заинтересованными сторонами консультаций.