Польским судом крест признан символом самосознания нации

Как заявила судья Эдита Ефимко в зале заседания суда, «значение символа креста нельзя оставлять в стороне от культуры нашего государства и национального самосознания граждан».

» Будучи не только индивидуально-частным, свобода религии имеет и общественное измерение «, — подчеркнула Эдита Ефимко.

Принятое формально Апелляционным судом решение считается заключительным, но может быть оспорено в Верховном суде. В сейме противники креста уже заявили, что после изучения документов они используют эту возможность. Они считают, что судом не приняты во внимание европейские стандарты свободы совести и вероисповедания и нормы Конституции Польши.

«Не может католическое большинство принимать решения по поводу религиозных свобод для атеистического меньшинства», — сказали они.

» Крест мне напоминает инквизицию, орудие пыток и казнь Казимежа Лыщиньского, которого убили в Варшаве только лишь за то, что он называл человека создателем бога, а не наоборот», — заявил один из инициаторов процесса.

Премьер-министр Польши Дональд Туск считает, что спор о кресте «никому не нужен». По мнению премьера, такими вещами депутаты заниматься не должны. Депутаты должны решать вопросы законодательного характера.

«Как светский характер нашей страны, так и автономию церкви от государства нужно отстаивать другими способами, а не жалкими спорами о том, где следует висеть кресту. Мне не мешает крест в сейме», — подчеркнул польский премьер.

Тема креста в новейшей истории страны явно не дает покоя полякам. Так в начале августа 2011 года, власти хотели перенести деревянный крест, который был установлен гражданами Варшавы в центре города, в память о погибшем президенте Лехе Качиньском. В то время недовольство граждан вылилось в многотысячные демонстрации, с явно выраженной политической подоплекой, как сторонников, так и противников погибшего президента.

Сторонники связывали перенос деревянного креста с центральной площади в церковь с нежеланием нового правительства превратить площадь перед домом правительства в место религиозного культа. После же избрания нового президента Коморовского, начали проходить демонстрации из числа уже его сторонников с требованиями о перенесении креста.