Приблизит ли новая полиция реформу МВД?

Вот уже месяц, как первое «детище» МВД патрулирует улицы Киева. А восторженные киевляне до сих пор сворачивают шеи, провожая промчавшийся автомобиль, и достают свои видеокамеры, лишь завидев правоохранителей в черном. Сохраненные для истории фото и видео, разлетаются интернетом и дают возможность сформировать свое мнение относительно новой полиции.

Уже и президент, спустя, правда, месяц, подписал закон «О Национальной полиции». Теперь реформа идет в регионы. Если верить заявлениям пресс-службы МВД в лице Артема Шевченко, то с момента подписания закона «начнется трехмесячный отсчет преобразования милиции в полицию». По словам г-на Шевченко, по прошествии указанных трех месяцев в Украине уже полностью будет сформирована Национальная полиция. Но сумеет ли патруль изменить МВД или хотя бы действительно стать первым шагом к реальному реформированию правоохранительных органов, не успев превратиться в обычный pr или бизнес-проект, вопрос тяжелый.

Если смотреть на работу патрульной полиции в Киеве с точки зрения рядового гражданина, то все выглядит неплохо. Соскучившиеся за справедливостью и нуждающиеся в торжестве права горожане действительно почувствовали разницу, киевляне с радостью помогают в строительстве правового государства и считают своим долгом набрать 102 при виде наименьшего правонарушения. Эксперты также позитивно оценивают саму идею создания новой патрульной службы и уверяют, что ребята справляются со своей работой. Но все же есть ряд претензий, большинство из которых следует адресовать тем, кто воплощал идею в жизнь.

Читайте: Специалисты по безопасности считают, что изменения в МВД — это больше бизнес-проект, чем реформа

Вспомнив, что «встречают по одежке», хочется сказать именно о ней. Интересно, что цена одного комплекта полицейской формы, приобретенного в США, составляет 700$. Кажется, что в Украине, которая успела за год войны набить руку в изготовлении обмундирования, можно было бы закупить не менее качественную форму, но по более низкой цене.

Вслед за улыбками в сторону новых полицейских следует сочувствие, что им в условиях таких высоких температур приходится ходить в темных, часто с длинным рукавом, формах, да еще и в ботинках на добротной подошве, которая, видимо, предназначена спасать от зимних морозов. «Родители» украинских полицейских уверяют, что форма универсальная и спасает как от холодов, так и от жары. А может быть, из-за спешки запуска проекта, о летней форме в МВД просто забыли. Но помимо одежды, копов греют еще и автомобили, внутри которых они патрулируют раскаленные солнцем улицы. «Благоприятные условия» для развития моральной и физической усталости.

О транспорте тоже много говорили. Непонятен тот факт, почему нельзя было, взирая на наше экономическое положение, лишь частично обновить автопарк. Вместо этого — 300 новых автомобилей для Киева, ряды которых уже пополняются новыми мотоциклами. 196 авто ежедневно объезжают город вдоль и поперек. Да, теперь правоохранительные органы стали более видимыми. К примеру, специалист по вопросам безопасности Сергей Шабовта считает, что «пустое» патрулирование совсем неоправданно и от него стоит отказаться. А вместо этого можно было бы просто определить какие-то точки подскока, что сэкономило бы топливо.

А еще, очень уж бросается в глаза взаимодействие полиции и милиции, а точнее, его отсутствие. За месяц киевляне успели понаблюдать за тем, как патрульные довозят нарушителей до отделения, и на этом, в большинстве случаев, все истории и заканчиваются. Правонарушителей отпускают, а полиция в растерянности, и никто не понимает, почему так происходит и что делать дальше.

Также смотрите: Эксперты по безопасности обсудили роль патрульной службы в реформировании МВД (ВИДЕО)

Если говорить о конфликте правоохранительных «поколений», нелюбовь со стороны милиционеров может вырасти хотя бы из-за того, что сейчас по всей стране их коллег, а вскоре и их самих, просто могут отпустить на все четыре стороны. Эмоциональное решение министра уволить одним махом достаточно большое количество людей уже само по себе противопоставляет тех, кто имеет опыт службы «новеньким».

Очень смущает тот факт, как громко, порывисто и легко были перечеркнуты судьбы стольких сотрудников системы МВД. Не кривя душой, среди этих людей было и много добросовестных работников, которые не были нигде замешаны, к тому же за безработными правоохранителями тянется цепь из их жен-мужей, детей-внуков, которые теперь втянуты в эту ситуацию. Что касается переаттестации, благодаря которой экс-милиционеры могут также пополнить ряды новой национальной полиции, то тут вопрос в том, кто несет ответственность за процесс переаттестации, кем и как контролируется. Перед МВД здесь стоит сложнейшая задача, которая бы позволила наладить коммуникацию между полицией и другими правоохранительными структурами. С одной стороны, с помощью дипломатии и толерантности суметь удержать тех профессионалов, которые смогут и готовы продолжить свою честную службу, с другой же стороны, грамотно интегрировать новые подразделения в систему правильных многолетних традиций.

Эксперты настаивают и на важности кадровой политики. Она должна быть максимально прозрачной и максимально понятной для общественности.

За месяц работы новый патруль доказал, что ему под силу справляться с правонарушениями, но проблема в том, что растет численность насильственных преступлений с применением огнестрельного оружия. Количество обращений в правоохранительные органы увеличилось, теперь жители действуют по принципу «в любой непонятной ситуации набирай 102», поэтому и кровавые злодеяния в процентном соотношении падают. Да и если уж на то пошло, новая полиция выполняет функции сугубо патрульной службы, перед ними не стоит задача противостоять преступности. К тому же, для анализа эффективности работы нового подразделения, по мнению аналитиков, нужно не меньше двух-трех месяцев.

Все же замечания касаются больше самого подхода к изменениям МВД. Аналитики настаивают на том, что недостатки нужно решать уже сейчас.

С учетом всего перечисленного, все-таки кажется очень странным, что МВД решило начать свое реформирование именно с изменений в патрульной службе. Ведь и раньше основные нарекания общества вызывали не рядовые милиционеры, а средний и высший ранг. Можно действительно увидеть в запуске патрульной службы определенные признаки бизнес-проекта, но «маємо те, що маємо». Сейчас только и разговоров о том, что новая полиция идет в регионы. Но «один в поле не воин», патрульным будет очень сложно побороть беззаконие даже на уличном уровне. Ведь если так подумать, то на все эти мелкие правонарушения глаза закрывались годами, они уже как-то укоренились даже в мышлении общества. И именно общественности сейчас важно проследить, чтобы после первого, вроде бы реформаторского шага вперед, не последовало два шага назад. Важно, чтобы полиция не превратилась в субъект борьбы с милицией, а просто стала той шестеренкой, которая запустит весь механизм взвешенной и беспристрастной исполнительной власти в Украине.

«Формирование уважения к своей правоохранительной системе, всесторонняя ее поддержка — это задача общая. Но, если это не будет позицией в первую очередь государственного руководства, то эта проблема может и не решиться», — считает Сергей Шабовта, и кажется, что это может стать напутствием и для тех, кто решил надеть на себя каску строителя в создании нового, правового государства.

Политолог Руслан Бортник и эксперт по вопросам безопасности Сергей Шабовта рассказывают о роли новой полиции в реформировании МВД: